Рояль инженера Грава

13.03.2024

Александр Васильев

Когда за ним, наконец, пришли, он был чёрный, ободранный и не издавал ни звука.

На благородном отпрыске из славного рода Дидерихсов кто-то из пролетариев по воспитанию или из классовой ненависти написал краткое ругательное слово.

Объявление о его продаже было опубликовано в «Вечернем Оренбурге» осенью прошлого года. В тот момент, когда это объявление увидела Нина Васильевна Богданова (на тот момент заведующая отделом ЗАГСа городской администрации), можно сказать, завершилась тринадцатилетняя история поиска музыкального инструмента для зала торжеств Дворца бракосочетаний на ул. Пионерской.

Впереди была непростая история его восстановления практически из руин. Дело в том, что под слоем лака и краски благородное красное дерево было сильно источено неблагородным жучком и рассыпалось в труху, струны пришли в негодность, а, главное, треснула дека. Для непосвящённых: звук рояля зависит от качества деревянной деки – усилителя звука. Российская фирма «Братья Р. и А. Дидерихс», изготовившая этот рояль, материал на деку выписывала из Германии, которая заготавливала древесину в Карпатских горах. А карпатская древесина считается одной из самых лучших в мире именно для производства музыкальных инструментов. Все другие комплектующие рояля – механика, струны, клавиатура и другое – также были произведены в Германии. И в этом был секрет высочайшего качества роялей и пианино фирмы «Братья Р. и А. Дидерихс». Вот почему игра с ремонтом оренбургской находки стоила свеч.

И ещё немного о знаменитой фирме. Братья Дидерихс открыли эту первую в России фортепианную фабрику в Петербурге в 1810 году. Это было первое именно фабричное производство в отличие от многочисленных мелких кустарных мастерских. Уже потом появились такие же знаменитые, составившие четвёрку лучших фортепианных фирм России – «Яков Беккер», «Карл Шредер» и «Фёдор Мюльбах». Братья Роберт Фридрихович и Андрей Фридрихович Дидерихс обучались производству фортепиано за границей, в Германии – колыбели этого искусства. Рабочими и управляющими на их фабрике были по преимуществу тоже иностранцы.

В разные годы продукция фирмы получала на разных международных выставках бронзовые, серебряные и золотые медали за высокое качество работы. А в 1896 году она была удостоена высшей награды России «Государственный герб» и «Большого приза» в Париже. Неудивительно, что цены на рояли этой фирмы были высокими, так как они считались элитными. Например, инструмент средних размеров стоил от 550 до 1100 рублей. Для сравнения: месячная зарплата рабочего в России в конце 19 века составляла около 20 рублей.

Когда открыли крышку оренбургского рояля, увидели дату изготовления – 1899 год - и подпись мастеров, возглавлявших выпуск инструмента: Скубич (по-видимому, чех) и русский Ларионов.

Как стало известно, рояль не просто антикварный инструмент, но и предмет оренбургской истории. До 1918 года рояль принадлежал известной в городе семье инженера по фамилии Грав. Известен он был в частности тем, что под его руководством был построен первый в Оренбурге железнодорожный мост через Урал. Он простоял почти целый век, и в наши дни, ещё недавно, по нему ходили поезда. За эту работу инженеру Граву пожаловали собственный дом. Он и сейчас стоит на улице 9 Января, 12. В этом доме и находился рояль, пока не грянула революция. В 1918 году из-за голода или в добровольно-принудительном порядке он перешёл в руки победившего гегемона, проживавшего в этом же доме в связи «с уплотнением буржуазного населения».

Рояль, изготовленный на фабрике двух братьев, взялись восстанавливать два оренбургских умельца – Александр Антропов и Виталий Герасимов. Об Александре Борисовиче знают многие оренбуржцы. Давний друг «вечернеоренбуржцев» известен своими золотыми руками, и о нём не раз писали разные газеты, в том числе и центральные. Он, например, буквально из хлама вернул к жизни несколько старинных комнатных органов, уникальную мебель и несколько автомобилей, составлявших в советское время гордость местного клуба «Ретро». Они вызывали восхищение даже заграничных знатоков.

У Александра Борисовича абсолютный музыкальный слух, и он вместе с отцом Борисом Кузьмичом, учеником Леопольда Ростроповича, настраивал и готовил рояль областной филармонии для выступления Святослава Рихтера во время его последнего турне по Советскому Союзу.
В те времена у Антропова и его коллег всегда была работа: очень многие семьи оренбуржцев считали обязательным делом обучать детей музыке, и потому профессия настройщика инструментов была такой же привычной, как и слесаря. Сейчас всё по-другому.

Полтора месяца сантиметр за сантиметром мастера возвращали к жизни «тело» рояля, восстанавливали деку, меняли струны, клавиши, механическую часть инструмента. Мастерам пришлось применить в этой работе весь свой арсенал технологических секретов. Александр Борисович, в частности, рассказал, что очень пригодился при восстановлении деки и других деталей оставшийся ещё от отца и более пятидесяти лет хранящийся в бутылке лак сандарак. Это уникальная смола тропических деревьев с побережья Австралии. В мире уже давно перешли на химические лаки из-за практического исчезновения этих видов деревьев. Но они не дают такого эффекта, как природный материал.

IMG_4443

Когда рояль предстал в новом белом обличии, с роскошным голосом, словно идущим из глубин десятилетий и напоминающим о благородстве своего происхождения, послушать его собрались почти все работники ЗАГСа. Инструмент словно благодарил тех, кто нашёл его и вернул к жизни через долгих девяносто лет забвения, чтобы снова нести людям красоту, воплощённую в звуках.
Нина Васильевна Богданова сказала, что этот инструмент никогда не исторгнет из своих недр пошленьких мелодий. Белый красавец появился здесь для того, чтобы под сводами великолепного дворца, каким стал городской ЗАГС, нести радость общения с лучшими образцами классической и народной музыки. Ведь лишней аудитории в таких случаях не бывает, - сказала Нина Васильевна. – У нас кроме свадеб и других торжеств проводится множество различных мероприятий. И почти во всех звучит классическая музыка и участвуют артисты классического жанра. И никакая музыка так не подходит для этого, как звуки старого рояля.

Управление ЗАГС администрации г. Оренбурга © 2004-2024год

г. Оренбург, ул. Пионерская, 9

приёмная: 40-32-80, факс: 40-32-81

Яндекс.Метрика